Воскресенье, 19.05.2024, 01:46
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 7
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Главная » 2013 » Ноябрь » 15 » Моббинг - проблема современных коллективов
17:20
Моббинг - проблема современных коллективов

   Притеснения работника со стороны коллег, началь­ства и подчинённых называется моббингом.

 Моббингом считается вид конфликта (конфликтного явле­ния), при котором коллектив или его часть ополчаются на одного или нескольких своих членов чаще всего с целью их изгнания. Жертвой моббинга может стать и молодой специалист, и профессионал со стажем.

Следует заметить, что выделяют четыре основных типа конфликтов:

 •  между личностью и группой;

 •  межгрупповой;

 •  межличностный;

 •  внутриличностный.

 Моббинг возможен только при двух типах конфликта — между личностью и группой и межгрупповом (когда группа- жертва гораздо меньше группы-агрессора).

                                        ВИДЫ И ПРИЧИНЫ МОББИНГА

 Выделяют два вида моббинга: вертикальный и горизон­тальный.

 Вертикальный моббинг проявляется в отношениях «на­чальник — подчинённый» или «подчинённый — начальник». В первом случае вертикального моббинга руководители со сложным характером позволяют себе неуставные действия по отношению к подчинённым. При этом зачастую в качестве работника подчинённый руководителя вполне устраивает и увольнять его никто не планирует. Просто имеет место выход отрицательных эмоций со стороны руководителя, связан­ный, возможно, с личными проблемами или даже с непри­ятием неких особенностей сотрудника.

 Во втором случае начальник и сам не защищён от моббин­га со стороны подчинённых, особенно если он пришел в сло­жившийся коллектив. Подчинённые могут открыто саботиро­вать решения нового руководителя.
 Горизонтальный моббинг направлен работниками на кол­лег. Как и при вертикальном, ситуацию можно обрисовать тре­мя словами: все против одного или все против некоторых. На первый взгляд, справиться с равными себе проще, но коллек­тив — большая сила.

 
                                                    Причины моббинга

 От притеснений в коллективе никто не застрахован. И при­чины могут быть самыми разными, например:

 •  черты характера, привычки. Понаблюдайте за колле­гами. Уверены, вы найдёте то, что вас в них раздражает, или то, что вы не приемлите. Это может быть что угодно: курение, привычка переспрашивать, постоянно разговаривать по те­лефону, решая личные вопросы в рабочее время и т. д. И ес­ли в коллектив такие люди «не вписываются», со временем они могут стать жертвами моббинга;

 •   манера разговаривать или одеваться. Общество во все времена настороженно воспринимало не таких, как все, и тех, кто каким-то образом выделялся. Вспомните хотя бы то время, когда женщине не подобало носить брюки;

 •   уровень образования, возраст. Одной из распростра­нённых причин моббинга, например, в отношении нового со­трудника является уровень его образования, который может намного превышать уровень образования его коллег. Он может быть умнее и начитаннее, что, возможно, делает его нежелан­ным в данном трудовом коллективе, ведь он не подходит под принятые групповые клише.

 Возраст иногда тоже является преградой для понимания. «Не нашего поля ягода» могут сказать молодые, когда речь идёт о сотруднике постарше. Или совсем зелёными считают молодых работников во «взрослом коллективе» и не хотят воспринимать всерьёз;

 •   страх быть «подвинутым» в коллективе, потерять автори­тет. Часто жертвами моббинга становятся работники, к кото­рым, по мнению других, начальство относится лучше. Возможно, коллеги этому завидуют и боятся, что «любимчики начальства» займут их место или быстрее продвинутся по службе. Как прави­ло, начинаются сплетни, что они подлизываются к руководству или доносят на других. Очень вероятно, что жертвой моббинга может стать сотрудник, назначенный внезапно начальником над своими сослуживцами, или коллега, с которым приходится вдруг делить работу. Жертвой моббинга может стать и работник, кото­рый умнее руководителя. Последний постарается побыстрее его выжить всяческими способами, пока этого не разглядели;

 •   вероисповедание, национальность, раса и пр. Несмот­ря на нашу цивилизованность, в центре насмешек и жертвой притеснений может стать верующий среди убеждённых атеис­тов и наоборот, а также иностранец или коллега с другим цветом кожи. На них будут смотреть косо, и это может не зависеть отто­го, как они работают.

Итак, можно сделать вывод, что жертвы моббинга вызыва­ют у агрессоров зачастую зависть, страх, раздражение. От этого все беды.

Условно выделяют четыре основных вида притеснения:

моральное преследование, игнорирование заслуг, недобро­желательные действия, физическое насилие.

Моральное преследование является самым популярным. На практике — это исключение сотрудника из активной жизни компании. Например, ему не сообщают важной информации или сообщают её слишком поздно, не зовут на ответственные совещания, не посвящают в детали задач или целей и т. п. Жертву моббинга не приглашают на вечеринки, не делятся личными новостями, не зовут к телефону, на кофе и обед. Час­то о таком человеке распространяют различные слухи и сплет­ни. К нему относятся высокомерно, могут запросто нахамить. Для морального преследования не характерна ярко выражен­ная агрессия, это скорее негативно настроенный коллектив.

Игнорирование заслуг характерно при вертикальном моббинге в отношениях «работник — руководитель». «Не­угодного» сотрудника никак не поощряют, не хвалят за хоро­шо выполненную работу, не повышают зарплату, не начисля­ют премий, не посылают на обучение, словом, сплошные «не». Интересен тот факт, что подобный прессинг со стороны начальства часто активно поддерживается рядовыми колле­гами в виде вышеописанного морального преследования. Возможно, из-за того, что они боятся заступиться или про­явить дружелюбие, дабы не оказаться на месте жертвы.

Недоброжелательные действия как способ притеснения могут быть направлены и на руководителя, и на коллег. Напри­мер, может иметь место перепутывание материалов в папке по презентации, перекладывание бумаг на рабочем столе, вы­ведение из строя аппаратуры, удаление ценных (важных) фай­лов. На первый взгляд это безобидные шалости, но если такое повторяется очень часто, человек просто не выдерживает, по­скольку не может качественно выполнять свои обязанности.

Физическое насилие можно наблюдать, когда конфликт между сотрудниками обостряется до крайней точки. Слов не хватает, эмоции берут верх и в результате начинаются самые настоящие физические расправы.

Между способами притеснения нельзя провести чёткую грань. Часто один вид моббинга дополняется другим или же можно наблюдать, как они проявляются одновременно со стороны разных групп людей: одни распространяют слухи, другие игнорируют и т. д.



КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ...

Проявляя негативное отношение, люди преследуют опре­делённые цели. Во-первых, это прекрасная возможность устранить неугодных, не прибегая к сложным административ­ным процедурам. Редко кто способен выдерживать придирки и нападки длительное время и, как правило, увольняется сам. Во-вторых, на психологически подавленного человека легче возложить часть чужих обязанностей, так как у него уже нет моральных сил сопротивляться и трезво воспринимать ситу­ацию. Например, новеньких часто заставляют выполнять всю неинтересную работу, и они соглашаются, стоит лишь немно­го надавить. Моббинг часто используют для получения при­вилегий, начиная с лучшего места в кабинете и заканчивая поездками в интересные командировки.

Секретарь — новенький, готовенький

Устраиваясь на новую работу, помощник руководителя компании оказывается в центре внимания. Если какому-то другому сотруднику удаётся проработать в большой органи­зации неделю-другую незамеченным другими департамен­тами, то секретарю — никак.

Если вы секретарь и только вступили в должность на но­вой работе, постарайтесь держаться со всеми вежливо и с достоинством. Попросите выдать вам должностную ин­струкцию, чтобы коллеги не «повесили» на вас лишней рабо­ты. Свои обязанности и неписаные правила стоит сразу об­судить с непосредственным руководителем.

Влиться в сформировавшийся за годы коллектив со свои­ми лидерами и нравами нелегко. Дабы избежать нападок со стороны коллег и не стать жертвой психотеррора, стоит все­гда со всеми быть дружелюбной и приветливой, относиться к коллективу и его традициям с уважением, почаще улыбаться, знать своё место, но и не стесняться отстаивать свои права. В любом случае нужно вести себя достойно и максимально прилежно выполнять свою работу.

Попытайтесь расположить к себе коллег, но умейте прове­сти черту между работой и дружбой. Не бойтесь попросить совет у тех, кто опытнее вас. Это обязательно польстит коллеге и совсем не будет значить, что вы ничего не умее­те. Не стесняйтесь первой завести разговор в удобной для этого ситуации, иначе люди могут вашу робость перепу­тать с гордыней.

Если вы все же чувствуете, что подвергаетесь психотеррору, нужно действовать быстро. Ведь вас практически не знают и в ваших силах расставить все точки над «i» и показать себя.

Прежде всего, нужно заставить уважать себя. Для этого сле­дует вызвать коллег на прямой разговор и дать понять, что вы не собираетесь терпеть подобное отношение. Потребуйте объяснений от сослуживцев и заверьте, что они вам показа­лись настоящими профессионалами и вам горько будет в этом разочаровываться из-за их поведения. Объясните, что вы, как новый член коллектива, ожидали всяческой поддерж­ки, а столкнулись с крайне недостойным поведением работ­ников такой уважаемой компании и теперь близки к абсолют­но противоположному мнению.

Если разговор не дал желаемых результатов, обратитесь в отдел кадров и к начальству. В уважающей себя компании обязательно примут меры по пресечению любых психологи­ческих преследований. Ведь никто не заинтересован в не­благоприятном климате, при котором снижается качес­тво работы.

Когда же дело в непосредственном руководителе, стоит на­браться смелости и поговорить с ним, но ни в коем случае не терпеть. Терпение — первый враг при моббинге. Ваше пре­имущество в том, что вы новичок и перед вами чистая страница. Будет только один шанс произвести правильное впечатление — в первые недели работы. Выясните, какой работник нужен ва­шему начальнику: запуганная секретарша, которая боится пе­респросить, или помощник, готовый разделить трудные будни главы компании.

Все резко изменилось

Жертвой моббинга может стать не только новичок, но и секретарь со стажем. Существует много причин, почему од­ни коллеги вдруг резко меняют своё отношение к другим и те становятся мишенью для скандалов и интриг, придирок и об­винений.

Если вы чувствуете, что тучи над головой начали сгущать­ся, постарайтесь выявить причину неприязни:

• не секрет, что проработав в компании некоторое время, вы формируете о себе определённое мнение начальства и коллег. Отношение к вам может измениться в худшую сторо­ну, если имел место неразрешённый конфликт, причём лю­бой. Постарайтесь всегда находить компромисс. Если все-таки коллега не идёт навстречу, дайте ему остыть и сде­лайте шаг к примирению, даже если ваши мнения полярны. Например, можно сказать: «Каждый из нас выполняет свою работу, даже если у нас возникают конфликты, я все равно уважаю тебя как человека и профессионала. Будем считать, что это конструктивная ситуация для достижения общей це­ли». Постарайтесь завести как можно больше доброжелате­лей и заручитесь их поддержкой;

 •  следует отметить, что иногда «жертва» подвергается моббингу в ответ на собственное поведение. Проанализируйте, как вы относитесь к коллегам. Возможно, вы бываете слиш­ком резки или заносчивы и тем самым настроили против себя коллектив. Самое время измениться. Увидите, все наладит­ся, люди готовы прощать. Если на вас ополчился руководи­тель, постарайтесь не делать ошибок в работе, прислуши­вайтесь к его советам и замечаниям;

 •  ситуация — два секретаря в одной приёмной. Возмож­но, коллега воспринимает вас как угрозу. В его глазах вы —человек, представляющий опасность как потенциальный конкурент. Попробуйте взглянуть на все со стороны и представьте себя на месте коллеги. Поговорите начистоту, обсудите обязанности, составьте так называемый «график дежурств», поделив неприятную работу, если необходимо. Убедите коллегу, что обоим выгодно быть командой, члены которой всегда готовы прикрыть спину друг друга, ведь так легче. В конце концов, вы приходите работать, а не дру­жить;

 •  перешли дорогу авторитетному сотруднику. Некоторые просто болеют лидерством и хотят всегда быть в центре внимания. Если они чувствуют, что могут потерять авторитет среди коллег, пытаются всячески устранить угрозу. Неосторожная критика или безобидная шутка в адрес такого сотрудника может стать причиной вражды. Будьте на чеку и сосредоточьтесь на работе. Не давайте повода для приди­рок: приходите вовремя, качественно выполняйте свои должностные обязанности. Попытайтесь наладить контакт с этой яркой личностью, выказывая заинтересованность в личных и профессиональных качествах своего недруга. Воз­можно, удовлетворив свои амбиции, он станет относиться к вам более доброжелательно;

 •   нездоровая психологическая атмосфера. Некоторые об­винения и унижения работника могут быть вызваны плохим климатом в коллективе, который требует найти своего «козла отпущения». Здесь вступает в действие психология группы, стадный инстинкт. Стоит отстать от стаи, и ты окажешься изго­ем. Соблюдайте традиции коллектива, по возможности участ­вуйте в корпоративных мероприятиях, не отказывайтесь от приглашений в кино, кафе;

 •  моббингу все возрасты покорны, поэтому стоит не­много «приспособиться» и даже чем-то пожертвовать. Опыт­ным помощникам руководителя не следует подчёркивать свой возраст (жаловаться на здоровье, плохое зрение, бо­ли в суставах и пр.) и постараться жить жизнью компании, то есть задержаться после работы, например, дважды в не­делю, если так делают другие и так принято в данной орга­низации. Также стоит поработать над последним словом техники, чтобы вашу работу не перепоручали другим. На­пример, если нужно, научитесь готовить презентации в Mic­rosoft PowerPoint. Ведь чаще всего более молодые агрес­сивно настроены против работников в возрасте из-за того, что те не владеют некоторыми необходимыми знаниями и даже не хотят учиться. Поэтому другим поручают делать кое-какую работу за них.
 Молодым секретарям тоже приходиться нелегко, когда члены коллектива постарше. Некоторые из них могут испы­тывать раздражение и зависть при виде молодой, активной, энергичной девушки. Тогда вполне вероятно, что вы можете подвергнуться критике и даже нападкам с их стороны. В этом случае живите по правилу: на работе я одна, а после работы совсем другая. То есть не обсуждайте во всеуслышание по телефону свои похождения, свидания и ухаживания поклон­ников, одевайтесь скромнее, не слишком хвастайтесь инте­ресными хобби и т. д. Представьте, что вы тайный агент и на работе вам нужно играть роль, что вы на лет пять-шесть стар­ше. Поверьте, это вам только на руку. Представьте, что вы до­пустили ошибку в документах, ну укажут на неё, исправите — и все. Но никто не упрекнёт, что, мол, как на дискотеку, так есть силы, а как работать внимательно, так нет.

 
                                           НЕ ОСТАВАЙТЕСЬ В СТОРОНЕ

 Секретарь, в силу своих обязанностей, всегда в курсе то­го, что происходит в компании. Если вы заметили, что атмо­сфера начинает ухудшаться, или кому-то грозит стать жерт­вой моббинга, или же кто-то уже подвергся психотеррору, не стоит оставаться просто наблюдателем.

 Попробуйте стать миротворцем. Всегда приятно поми­рить коллег и почувствовать гордость, что вы поспели вовре­мя. Заодно проверите, обладаете ли вы даром убеждать. Как третья сторона и в то же время часть коллектива, вы таким образом заботитесь о благополучии компании в целом, о благоприятном климате, о здоровье коллег. Иногда людям просто необходимо постороннее вмешательство, чтобы уви­деть ситуацию по-другому. Соберите единомышленников, создайте своего рода группу защиты жертв психологическо­го насилия на работе.

 Обратитесь к руководству. Ни один уважающий себя ру­ководитель не потерпит проявлений моббинга в своей орга­низации. Как глава, заботящийся об основном ресурсе ком­пании, руководитель не потерпит упадка человеческих ресур­сов из-за всяких там междоусобиц.

 Специалисты, изучающие виды притеснений и психологи­ческих атак, разработали профилактические меры, способ­ные подавлять моббинг на различных стадиях. В основном это организационно-управленческие средства профилак­тики моббинга в трудовых коллективах, среди них, в част­ности:

 • формирование благоприятного климата и организацион­ной культуры;

 •  развитие навыков управления у менеджеров разного ранга;

 •  обеспечение открытости руководства и возможности по­лучать обратную связь от сотрудников;

 •   чёткое формулирование служебных обязанностей каж­дого работника с обозначением полномочий и прав;

 •  ознакомление рядовых сотрудников с целями компании и формирование прозрачного механизма принятия управлен­ческих решений;

 •   предоставление работникам возможностей карьерного роста;

 •   формирование нетерпимого отношения к разносчикам сплетен и любителям интриг;

 •    сведение к минимуму или исключение интимных или род­ственных связей между коллегами (если приходится тесно со­трудничать), а также между подчинёнными и руководством.

 Напоследок стоит сказать, что моббинг принижает чело­века как личность, причиняет ущерб его физическому и пси­хическому здоровью. В такой ситуации, как не сложно, необ­ходимо уметь справляться с эмоциями и отстаивать свои права, честь и достоинство, в конце концов свободу личнос­ти (приложение). Многие проблемы межличностного вза­имодействия можно решить, просто по-человечески погово­рив. Желаем вам никогда не почувствовать на себе агрессию коллектива!

 
                                       Общие советы и рекомендации

 Чтобы избежать неприятных ситуаций и не оказаться жертвой, следуйте таким советам:

 •  Будьте доброжелательны со всеми сотрудниками, учитесь делать комплименты коллегам. На обаятельных моббинг не направляют.

 •   Не стоит заводить на работе откровенные разговоры и рассказывать о личной жизни, чтобы эта информация не обернулась против вас.

 •   В конфликтной ситуации пытайтесь найти компромиссное решение. Умейте вы­слушать и услышать других, а потом спокойно поделитесь своим мнением.

 •    На новом месте работы ведите себя вежливо со всеми коллегами. Постарайтесь найти золотую середину между тем, чтобы сохранить своё лицо и не выделяться из кол­лектива. Не сплетничайте, а услышав сплетню, не пересказывайте ее другим.

 •  Держите себя в руках, оставайтесь спокойными и невозмутимыми, если кто-то проявляет к вам личную неприязнь или агрессию. Помните, обижают тех, кто обижается.

 •  Следите за собой и не давайте поводов для пересудов: доброжелательный с виду коллега вполне может оказаться ярым завистником.

 •   Отвечайте с иронией, но без злобы на колкости или глупые шутки, а если чувству­ете, что можете наговорить лишнего, лучше промолчите.

 •    Если вы с начальником друзья, не афишируйте это. Дружите за пределами орга­низации. На работе стоит соблюдать субординацию.

 •    Если против вас ополчились, постарайтесь определить, кто «вожак стаи», — как правило, инициатива исходит от коллеги, с которым чаще всего приходится спорить. Возможно, есть смысл побеседовать с ним, попытаться наладить контакт.

 •    Очень полезно бывает найти союзника среди «атакующих» коллег — не исключе­но, что кто-то из них относится к вам со скрытой симпатией, а с кем-то могут обнару­житься общие интересы. Сблизившись с такими людьми, вы сможете хотя бы отчасти уменьшить количество осуждающих голосов.

 •    Создайте свою группу — наверняка есть ещё пара-тройка коллег, переживших то же самое.

 Добросовестно выполняйте свои обязанности (в случае конфликта начальник бу­дет на вашей стороне, так как он не захочет терять ценного работника). Не забывайте, что выбить почву из-под ног хорошего специалиста очень трудно.    Поэтому приложите максимум усилий, чтобы исключить или свести к минимуму профессиональные просчё­ты, которые, в первую очередь, станут пищей для ненужных разговоров. В конце концов вы ходите на работу, чтобы заниматься делом. Стремитесь стать безусловным профес­сионалом в своей области. Кроме того, необходимо чётко знать свои должностные обя­занности. Не позволяйте унижать себя. Иногда нужно «показывать зубы».


 

 
Просмотров: 2296 | Добавил: swetikssss | Теги: группа, советы, секретарь, моббинг, Психология отношений, притеснение работника, коллектив, виды конфликтов, конфликт, решение конфликта | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: