14:53 Разделение деловых и личных отношений | |
Когда проводится в офисе больше времени, чем дома, мы начинаем разыгрывать в рабочее время те сюжеты, которые скорее были бы уместны на семейной сцене. Как провести черту между деловыми отношениями и личными и для чего это нужно делать? Наиболее успешны те компании, в которых руководители умеют понимать как свои эмоции, так и чувства других людей и использовать их для реализации общего дела. Начальник - отец родной Он может быть тираном или харизматической личностью, его присутствие неуловимо или, наоборот, бросается в глаза повсюду, но именно он, начальник, задает тон той пьесе, что разыгрывается в межличностных отношениях на предприятии. Занимая ту или иную позицию, он формирует тип отношений между подчиненными. Начальник-отец может относиться к подчиненным как к детям, выделяя и поощряя любимчиков, – и они в ответ начинают бороться за привилегированное положение рядом с ним, в ущерб сплоченности команды. А если он дает возможность развиваться связям, основанным на сходстве интересов и симпатии, и позиционирует себя как капитана команды, это создает благоприятные условия для самостоятельности каждого. Но начальник неизбежно становится тем, на кого обращены фантазии подчиненных. Отношения подчинения, противостояния, соблазнения, любви, ненависти… Именно с руководителем легче всего проигрываются прежние схемы отношений родитель-ребенок. Чем яснее для человека его собственная история, тем меньше риска, что ее проблемы будут воспроизведены в профессиональной сфере. Человеческая функция Эмоциональный комфорт настолько важен для нас, что многие окружают себя тем, что так или иначе отражает их интересы (например, помещают на монитор компьютера собственную фотографию с горнолыжного курорта. Так бессознательно работник еще и заявляет о себе как о человеке, а не как о безликой функции. Три основные эмоциональные потребности мы реализуем в межличностных отношениях на работе: ощущать свою принадлежность к группе и быть профессионально признанным; чувствовать себя компетентным и знать, что твою работу ценят по достоинству; осознавать, что другие принимают тебя и доверяют тебе. Но, когда эти базовые потребности не удовлетворяются, мы прибегаем к тактике, которую используем в семье. Родственные отношения Мы склонны воспринимать работу как «семейное дело», потому что семья – это единственная модель социальных отношений, механизмы которой знакомы нам с детства. Проекции, переносы и идентификации – эти психологические механизмы позволяют нам в служебных отношениях заново бессознательно переиграть крупные и мелкие драмы, конфликты, мечты и обманутые надежды нашего детства. Все, с чем мы сталкиваемся в своей семейной истории, мы так или иначе воспроизводим на работе. Став взрослыми, мы проигрываем их везде, где бы ни оказались. И если мы, к примеру, воспринимаем начальника как Родителя, то сами ощущаем себя Ребенком – покорным или бунтующим, но всегда остро переживающим происходящее. Уязвимая близость От симпатии к чувству общности, потом к откровенности – так постепенно между сотрудниками одного предприятия завязываются личные отношения. Трудность в том, чтобы найти правильную дистанцию – ни слишком близко, ни слишком далеко. Корпоративные праздники, поездки, встречи – такое личное общение удовлетворяет нашу потребность в дополнительном (а иногда и единственном) круге общения. Тем не менее чрезмерная близость делает каждого более уязвимым: дружба, излишняя открытость и панибратство иногда не дают нам провести грань между эмоциональным и профессиональным, что мешает сразу двум нашим ипостасям. Мир работы может быть суров и жесток, и не всегда «открытое сердце» – лучший вариант для существования в нем. Поэтому, прежде чем устраивать вечеринку или начинать откровенничать, важно понять: до каких пределов можно дойти, чтобы не зайти слишком далеко? Как вдохнуть в отношения с людьми жизнь и непринужденность, не впадая в интимные признания, способные исказить и подорвать рабочие отношения? Держите себя в руках Необходимо различать «индивидуальность субъекта» и «индивидуальность по должности. Самое сложное – добиться гармонии между ними. На многих предприятиях есть люди, позволяющие «индивидуальности субъекта» выйти за отведенные границы и вносящие личное во все свои отношения с людьми. Умение находить равновесие между головой и сердцем – сегодня это повседневная необходимость. Важно относиться к себе с вниманием и учиться держать себя в руках, советуют наши эксперты. Стать объективным наблюдателем своих отношений с людьми, отмечая, когда в профессиональной сфере разыгрывается что-то «семейное». Прояснять неоднозначные высказывания (например, сравнивая то, что было сказано, с тем, что, как мы полагаем, человек хотел сказать); учиться избегать конфликтов; поддерживать самоуважение и сохранять гибкость в отношениях с людьми.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |